Άγιοι του Χριστού

 

Салоники известны не только как памятник раннехристианского и византийского зодчества, множество объектов которого внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, крупный туристический, промышленный и торгово-экономический центр, но и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь в 50 году от Рождества Христова святым апостолом Павлом, написавшим впоследствии два послания местным христианам. Эти письма вошли в Новый Завет под названием Послания к Солунянам (Фессалоникийцам).

В одном квартале от набережной стоит Митрополичий собор в честь святителя Григория Паламы, где хранятся его нетленные мощи.

Собор строился с 1891 до 1914 года и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках.

Святитель Григорий Палама родился в 1292 году. Основным источником сведений о его жизни является «Похвальное слово святому Григорию», написанное его другом и учеником Филофеем Коккином, патриархом Константинопольским. Это сочинение основано на официальном документе, который был составлен в результате расследования, предпринятого в 1363 г. по поручению Каллиста I, патриарха Константинопольского.

Другим, а, возможно, и самым главным источником сведений о жизни Григория Паламы являются сочинения самого святителя, в частности, эпистолярное наследие – письма к Григорию Акиндину, Варлааму Калабрийскому и афонским старцам.

Семья Григория Паламы принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в конце XII века из Малой Азии в Константинополь. Григорий был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Император Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, будущего императора Андроника III Палеолога. После кончины отца в 1301 году, принявшего на смертном одре постриг, император Андроник II взял Григория под покровительство.

Юноша получил классическое придворное образование. Филофей сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля и о том, как он еще в 17-летнем возрасте прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце её Метохит, придворный мудрец, воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить её похвалы!»

О духовной жизни юноши в этот период известно лишь то, что он, по словам агиографа, общался с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами, по наставлению которых «изменил свои прежние привычки», отказавшись от аристократического образа жизни и ревностно предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию».

Филофей указывает, что Григорий принял решение о постриге и отбытии на Афон «примерно в 20 лет». Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побудил членов семи и своих рабов отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони), сестры Епихарида и Феодотия, а также некоторые рабы поступают в константинопольские обители. Несмотря на попытки Андроника II его удержать, с двумя младшими братьями Макарием и Феодосием Григорий отправился на Афон. Прибыв на Святую Гору, молодой человек с блестящим светским образованием поступил под начало прп. Никодима Ватопедского, чья келья была недалеко от Ватопедского монастыря. Палама провел под его руководством «в посте, бдении и в непрестанной молитве» два года и принял монашеский постриг. После смерти прп. Никодима на три года переселился в Лавру св. Афанасия, где игумен назначил его певчим.

Около 1325 года, спасаясь от турецкого набега, Григорий Палама с 11 монахами прибыл в Фессалонику, откуда они должны были отправиться в Иерусалим, но явление ему вмч. Димитрия, «покровителя великой Фессалоники», удержало его в городе. Здесь он по просьбе своих спутников принял священнический сан. Вскоре Григорий переселился на гору близ Веррии, где предался суровой аскезе.

Около 1332 года святитель начал писать. Первым его сочинением стало «Житие прп. Петра Афонского».

После провозглашения императором Иоанна Кантакузина в 1347 году Григорий Палама был избран архиепископом Фессалоникийским.

Отправившись в Константинополь в 1354 г. для того, чтобы выступить посредником в политическом противостоянии между Кантакузиным и Иоанном Палеологом, Палама был пленен турками, которые держали его в плену около года, пока не получили выкуп за его освобождение.

После возвращения Фессалоник Греции свт. Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии до своей смерти от давней болезни в 1357 г. Вначале его прославили как местночтимого святого в Фессалониках, но вскоре в 1368 г. соборным решением он был официально вписан в календарь Святой Софии патриархом Филофеем Коккиным, который составил его похвальное житие и службу. Мощи святителя Григория были положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалониках, а затем перенесены в митрополичий собор, названый в его честь.

Григорий Палама, при канонизации провозглашенный «величайшим из Отцов Церкви», составил многочисленные сочинения богословского, полемического, аскетического и нравственного содержания, также как и многочисленные гомилии и послания.

Богословское наследие Григория Паламы уже при его жизни было принято Церковью: синодик в Неделю Торжества Православия пополнился новым разделом. Даже оппоненты признают святителя завершителем традиции, насчитывающей тысячелетия.

Великое учение Григория Паламы – это слава Божия, многократно засвидетельствованная ветхозаветным Откровением, это слава Христова, осиявшая апостолов на Фаворе, это свет Воскресения, свет, явленный первомученникам Стефану и Савлу на пути в Дамаск и множеству других святых, которым во все времена Всевышний являл Себя.

В своих произведениях святитель сосредотачивается на понимании Божественного Света, продолжая традицию видения Самого Бога как видение Света, явившегося, в частности, на Фаворе во время Преображения. Общение с Богом в Его Свете, по глубокому убеждению святителя Григория Паламы, во все времена проявляется в полноте бытия святых: «...святые не только видят, но и блаженно переживают сияние Божие». (Из письма к Иоанну Гавру).

Землетрясение 1978 года повредило храм, однако практически сразу он был восстановлен. Во время реставрационных работ случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, по мнению историков, использовалась как тайное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале ХХ века. Сейчас в крипте размещен небольшой музей.

Мощи святителя Григория Паламы покоятся в красивой серебряной раке слева от входа в храм.

 

 

 

 

 

 

Храм святителя Григория Паламы