Άγιοι του Χριστού

 

МУЧЕНИК (греч. слова «мартус», «мартирос», которые по-русски переводятся  «мученик»), этимологически означают «свидетель» безразлично в какой области свидетельства: исторической, правовой или религиозной. Но в обычном применении, выработанном христианским Преданием, это наименование относится исключительно к тому, кто засвидетельствовал свою веру в Господа Иисуса Христа своею кровью. Это слово встречается уже в Новом Завете (Деян. 22, 20; Откр. 2, 3; 6, 9; 17, 6): мученик — это тот, кто жертвует своей жизнью из верности свидетельству об Иисусе Христе (ср. Деян. 7, 55—60).

Сам Иисус — Мученик Божий в высшем значении и, следовательно, пример, вдохновляющий Его последователей. Своим согласием на принесение Себя в жертву за грехи человеческие Он дает наивысшее свидетельство верности спасительной миссии, вверенной Ему Отцом. Согласно апостолу Иоанну. Иисус Христос не только предвидел Свою смерть, но и добровольно принял ее как совершенное воздаяние хвалы Отцу (Ин. 10, 10), и в час Своего осуждения Он возвестил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37; ср. Откр. 1, 5; 3, 14).

Евангелист Лука выделяет в описании Страстей Христовых черты, отныне усвоенные мучениками: укрепление Божией благодатью в час смертельной скорби (22. 43); молчание и терпение среди обвинений и оскорблений (23, 9'; невиновность, признанная Пилатом и Иродом (23. 4. 14); забвение собственных страданий (23, 28); милосердие к кающемуся разбойнику (23. 43); молитва Господа о распинателях (23, 34); прощение, даруемое Петру (22, 61).

В Своих добровольных страданиях и Крестной смерти Иисус становится Искупительной Жертвой, заменяющей все древние жертвоприношения (Евр. 9, 12 сл.). Вот почему Дева Мария, так тесно приобщенная к Страстям Сына Своего, стоя «при Кресте Иисуса» (Ин. 19, 25), впоследствии почитается как Царица и Покровительница христианских мучеников.

Славным мученичеством Иисуса Христа основана Церковь Его. «Когда вознесен буду от земли — сказал Иисус Христос,— всех привлеку к Себе» (Ин. 12. 32). Уже и иудейская община имела своих мучеников, особенно во времена Маккавеев (2 Мак. 6, 7). В христианской же Церкви мученичество приобретает новый смысл, открытый Самим Иисусом Христом: оно — полнота подражания Христу, совершенное участие в Его свидетельстве и в Его спасительном деле: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ик. 15, 20). Трем наиболее Ему близким ученикам Иисус Христос возвещает, что они последуют за Ним в Его Страстях (Мк. 10, 39: Ин. 21, 18), и Он открывает всем, что если только семя умрет, оно принесет много плода (Ин. 12. 24). Церковь растет и укрепляется кровью первых мучеников. Мученичеством Стефана, столь напоминающим Страсти Христовы, начинается распространение Церкви (Деян. 8, 4; 11, 19) и подготовляется обращение Савла (Деян. 22. 20—30).