UA-34282115-1

   Άγιοι του Χριστού

 

Египет - колыбель христианского монашества. На этой земле просияли многие подвижники веры и благочестия, но первыми из них были - преподобный Антоний Великий, основатель монашеской жизни и преподобный Павел, первый, известный миру, пустынножитель.

Монастырь преподобного Антония Великого. Посещение этого святого места начинается с восхождения на гору, на вершине которой находится пещера в которой преподобный прожил последние сорок лет своей жизни. Восхождение,  дело совсем не легкое, занимает по времени около двух часов. Нужно преодолеть 1270 ступеней. Для безопасности они ограждены перилами, т.к. с двух сторон отвесные скалы. Чем выше, тем круче подъем и, соответственно, ступени. На средине пути стоит небольшая часовня, там можно присесть отдохнуть. Впрочем, на любом месте этого пути можно остановиться, сделать передышку, осмотреться, и собравшись с силами продолжить подъем. Лестница узкая, ступени тоже узкие, ширина их колеблется, идти не удобно. Но это так сейчас. Во времена преподобного Антония здесь, разумеется, не было ни лестницы, пусть даже с неудобными ступенями, ни перил и ничего подобного, и можно только представить себе, как усложнялся подъем на эту гору тогда! А ведь преподобный Антоний раз в неделю спускался с горы вниз, там, где сейчас стоит монастырь, к источнику воды, и с полными сосудами поднимался вверх. Во время восхождения постоянно встречаем таблички, на которых написанные избранные строки из наставлений аввы Антония. И везде кресты. Много крестов. Спрашиваем у сопровождающего, почему так. «Но это же Крест, символ победы, наше, святое…» Преодолев все ступени, поднимаемся на обширную площадку. С неё, с одной стороны открывается вид на пустыню, с другой, мы видим вход в пещеру. Вход этот очень узкий, с трудом и притом боком, можно пройти, или лучше сказать протиснуться, одному человеку, дальше по ступеням вниз. Теснота, темнота и духота внутри. Посредине небольшой престол. За ним место, где отдыхал преподобный, камень, который был ему местом изголовья. В этом месте святой Антоний совершал свои духовные подвиги. Святой отошел в вечность в 356 году. В пещеру очередь из паломников коптов, одновременно могут войти не больше пяти человек. Что чувствует христианин на этом месте? Чувства необыкновенные. Кажется, время остановилось. Тут, в лице святого Антония, рождался христианский подвиг, который потом назовут иночеством, монашеством. Постепенно этот подвиг распространится на весь мир. Тогда еще никто не знал о Афоне, слава о котором будет распространяться с 9 века, о Святой Руси, которая просветится светом веры в 10 веке, да и о многих других странах и местах христианских, а на этом месте, святой Антоний, земной Ангел и небесный человек,  уже сиял светом Божественной Благодати. Во время подъема на гору, и на площадке перед пещерой, фотографируемся с молодыми христианами коптами. Очень просят. Отказать неудобно. Они приезжают сюда со всего Египта. Это потомки тех христиан, которые несмотря на все время гонений и притеснений от мусульман за все эти века, сохранили веру христианскую. Копты составляют около 15 процентов населения Египта. У каждого, на запястье правой руки, татуировка в виде креста. Мусульмане запрещали им носить нательный крест, срывали их, тогда копты стали делать это изображение на руке, как символ того, что снять крест с них невозможно и даже лишив их жизни, крест останется на теле, как символ несгибаемого мужества и твердой веры!

Спуск с горы святого Антония гораздо легче чем подъем, но ступени скользкие, держимся за перила, и снова приходят мысли о том, как спускался вниз святой подвижник, когда не было ни ступеней, ни ограждений. Внизу под горой построен новый храм в котором совершаются богослужения. Как раз закончилась литургия, копты выходят из храма и с удивлением рассматривают нас. Видно не часто сюда приезжают европейцы. В храме и около него иконы-барельефы. Недалеко находится монастырь преподобного Антония Великого. Подъезжаем к нему. На въезде останавливаемся. Монастырский служащий даёт нам журнал, в котором мы записываем свои данные, страну. Смотрим прежние записи приезжающих сюда: США, Россия, Франция… Монастырь окружён высокой стеной которую построили монахи, дабы защитить храмы и самих себя от набегов бедуинов, не раз до того разорявших монастырь и убивавших монахов. Еще совсем недавно, около 80 лет назад вход в монастырь был возможен только путем подъема в специальной корзине. Такой необычный вход в обитель был на протяжении столетий. Теперь входим через ворота. Внутри монастыря порядок и чистота, что не свойственно для Египта. Наш гид - копт, что очень хорошо. Его хорошо знают здесь, и он также знает всё и всех. Говорит, что всегда с радостью соглашается провести эту, довольно трудную экскурсию, подняться на гору, побывать в монастырях. Нас приглашают в приемную, и узнав, что мы с Украины, обещают дать сопровождающего монаха и показать всё. Перед осмотром монастыря все отдыхаем и слушаем рассказ монаха Маркоса о истории монастыря. Дальше осмотр обители. Маркос очень интересный рассказчик и вообще положительный, дружелюбный человек. В обители видим старинные иконы всех прошедших веков, богослужебные книги, трапезную, и очень много предметов интерьера монастыря. Каждый раз Маркос открывает какую-то дверь, все заходим внутрь помещения и слушаем его рассказ, как летопись прошедших лет. С верха монастырских стен открывается обзор всей обители. Маркос показывает нам и источник воды, который Бог открыл здесь с приходом на это место Антония Великого. Каждый день источник дает 400 кубометров чистой и вкусной воды, и так уже более 1600 лет. Откуда берется здесь вода в этой пустыне, на такой высоте, более 450 метров над уровнем моря, непонятно.  Специалисты исследовали все вокруг, но так и не смогли ответить на этот вопрос и объяснить этот феномен. Воды здесь быть не должно, но она есть! Чудо, да и только. Воды с избытком всегда хватало, да и теперь хватает, на все нужды обители. По своим свойствам она лучше самой популярной в Египте бутилированной воды "BARAKA". Пьем воду из источника. Маркос что-то говорит на арабском своему собрату, и через 5 минут уже раздает всем монастырский хлеб, а точнее лепешки, которые пекут монахи для трапезы.

И вот, наконец, место погребения преподобного Антония Великого. Здесь его тело, изнуренное подвигами и трудами почивает до всеобщего Воскресения.

Благодарим гостеприимных монахов. На прощание очень захотелось обнять Маркоса и сказать СПАСИБО от всей души.

Покидаем святую обитель и направляемся в монастырь святого Павла Фивейского. Павел, первый пустынножитель, 90 лет прожил в пустыне, совершая свои подвиги. В последние дни жизни святого Павла, Бог открыл преподобному Антонию место его подвига, где он беседовал с преподобным Павлом узнав о его жизни. После кончины преподобного Павла святой Антоний и похоронил его на месте его подвигов, где вскоре и возник монастырь. Такое же гостеприимство, такой же теплый, душевный прием, прекрасный рассказ и обзор этого святого места. Мыслями переносишься в глубину веков, когда православие и христианский подвиг составляли основу жизни человека. Здесь тоже есть источник воды, из которого пил всю жизнь преподобный. Вода также непостижимым образом вытекает из сухой, безжизненной скалы, на такой же высоте, как и в монастыре святого Антония. Ее меньше, 4 кубометра в день, но меньше и обитель с ее потребностями.   От обители святого Павла до Красного моря 12 километров. Во все времена монахи, подобно апостолам, ученикам Христовым, ходили к морю и ловили рыбу, для своего пропитания. В монастыре сохранилась лодка, на которой братия выходила в море.

В монастырях довольно интересные правила, по которым принимает братия нового насельника. Кроме веры в Бога, что и понятно, кандидат в иноки должен быть с очень приличной семьи, иметь одно или два высших образования, иметь своё собственное жильё и хорошую, престижную работу с очень хорошим окладом. Только тогда человек может быть принят послушником и пройдя 3-х или 4-х летнее  испытание,  остаться в твердой уверенности в правильности выбранного пути. Но даже при всём этом, последнее слово не за ним, а за настоятелем монастыря и братией, которые все это время наблюдают за послушником и выносят своё мнение. И если оно будет положительным, только после этого послушник становится монахом.

С признательностью к братии покидаем святую обитель, благодаря Бога, благословившего это путешествие.

Эти славные обители, свидетели глубокой старины и праведной жизни великих преподобных отцов, молитвенников и предстателей за всех людей.

Святые преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, молите Бога о нас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

По святым местам Египта.

Древнейшие христианские монастыри

святого Антония Великого и святого Павла Фивейского

 

 

Вокруг бескрайняя пустыня
Подъезжаем. От Каира больше 200 километров
 Православие в пустыни
Записываемся в журнал посетителей
Новопостроенный храм в скале
Заканчивается Литургия
Барельефы на стенах. Святой Георгий
Святые Антоний Великий и Павел
Образ креста
Мария помазывает Господа миром
Внутри храма
Крестный путь
Образ Распятия
Авва Антоний
Крест над храмом
Начало восхождения на гору святого Антония
Таблички с наставлениями святого Антония
Вот таких ступеней 1270
Лестница скрывается за скалой Лестница скрывается за скалой
Часовня. Почти средина пути
Наконец попали под тень горы
Небольшая передышка
Осталось совсем чуть чуть
Вход в пещеру
Место подвигов Антония Великого
Выходим на свет, так как внутри полностью темно
Памятник преподобному Антонию у горы
Перед входом в монастырь
 Наверх в корзине поднимали паломников
Механизм подъема наверху
Маркос, наш проводник по святой обители
Монастырский дворик
Монастырский сад
Вид на колокольни
Интересная форма крестов на колокольнях
Узкие улочки. Монах Маркос ведет группу
Перед входом в храм, все снимают обувь
Алтарная перегородка. Подобие иконостаса
Посредине одна из древнейших икон Божией Матери
На стене надпись, которую сделал архимандрит Порфирий
Яйца страуса. Символ воскресения
Книга для богослужения
С высоты монастырской стены
Источник воды
Колокол, жернова
Поъезжаем к монастырю святого Павла
 Новый храм на холме
Древний вход в монастырь
Бывшая монастырская трапезная
Из листьев пальмы Павел делал себе одежду
Источник святого Павла