Άγιοι του Χριστού
О борьбе с помыслами
Под борьбой с помыслами в православной аскетической литературе принято понимать молитвенное усилие христианского подвижника по противостоянию греховным мыслям (помыслам, образам, мечтаниям).
Следуя святым отцам, греховные помыслы приходят в душу или от падших духов, или берут повод от внешних чувственных предметов. Все греховные помыслы несут в себе образы явлений и предметов чувственно воспринимаемого мира и предложение греховного наслаждения. Они стремятся подчинить себе ум, но в то же время воздействуют на человеческое сердце, испорченное страстями.
Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.
Задача человека – противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати. Именно поэтому борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом.
Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. "Необходим подвиг для христианина, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но не подвиг освобождает христианина от владычества
страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа".
Каковы наши мысли, такова и наша жизнь
Последняя прижизненная съёмка одного из великих подвижников современного мира, сербского архимандрита Фаддея Витовницкого